СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
- Структурных подразделений образовательное учреждение не имеет.
- Выдержка из устава образовательной организации об органах управления.
Элементы схемы (более подробная информация):
Администрация, органы государственно-общественного управления и самоуправления
Оптимальное функционирование лицея возможно лишь при наличии чёткой и продуманной системы управления. Управление осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об Образовании», нормативно-правовой базой лицея, Уставом, учредительским договором и действующими локальными актами.
Организационная структура управления лицея отражает сочетание административного и общественного управления.
Непосредственно управление и руководство лицеем осуществляет директор и администрация лицея. Основными формами самоуправления в лицее являются Общее собрание трудового коллектива лицея, Педагогический совет, Общешкольный родительский комитет, Управляющий совет, Совет лицея.
Административное управление лицеем
В основу совершенствования организации управления лицея «Дубна» заложена идея создания управляющей системы со своей структурой, которая должна решать управленческие задачи, выполнять управленческие действия и функции управления при реализации программы развития лицея.
В аспекте по видам управленческого действия в управляющей системе лицея «Дубна» сегодня можно выделить следующие подсистемы: анализ, целеполагание, планирование, организация, руководство, контроль, коррекция. Из представленных подсистем подсистемы анализа, целеполагание и коррекции являются инновационными в управляющей системе лицея с точки зрения их самостоятельного оформления и автономного существования.
За последние годы в лицее в соответствии с программой развития произошли изменения, сменились акценты в традиционных подсистемах управления, что способствует эффективности внутришкольного управления.
В области планирования приоритетным стало умение программирования (комплексно- целевые программы развития, экспериментальные программы, учебные программы, воспитательные программы). Умение программирования на разных уровнях у большинства членов педагогического коллектива перешло со стадии инновации на стадию традиционного вида деятельности.
В области организации приоритетным стало умение создавать инновационные и творческие команды педагогов, учащихся, родителей (творческие и педагогические лаборатории педагогов, временные грумы субъектов образовательного процесса по подготовке и реализации проектов).
В области руководства сегодня значимым является делегирование полномочий на нижние уровни управления, создание ситуаций успеха в профессиональной, учебной и иной деятельности участников образовательного процесса. Основным методом интенсификации инновационных процессов в лицее «Дубна» является работа педагогического коллектива по единой научно- методической теме: «Повышение качества образования на основе компетентностного подхода».
В области контролирования контроль стал стимулом для педагогических работников к поиску путей совершенствования.
Отличительной чертой внутришкольного контроля последних трёх лет является переход от режима прямого контролирования к режиму совместного исследования, что способствует профессиональному росту педагогических работников.
Управленческий анализ. Важнейшим компонентом данной подсистемы является мониторинг (выявление объективного состояния наблюдаемого объекта с целью принятия правильного стратегического управленческого решения, способствующего прогрессивному развитию лицея).
Сегодня мы вплотную подошли к осознанию необходимости создания в лицее ресурсно-информационного центра, включающего в себя информационно- аналитический и библиотечно- информационный отделы, т.к. огромный поток информации, её упорядочение, анализ и принятие управленческих решений требуют высокой степени организованности и оперативности.
В лицее используется структура анализа деятельности по принципу инверсии, т.е. движение мысли от конца, «выхода» результатов, к началу, «входам», входным условиям.
Решается задача освоения технологии субъектами управления проблемно- ориентированного анализа деятельности, который предполагает выявление и ранжирование проблем, имеющих место в деятельности лицея, анализа причин возникновения проблем, определения возможностей и условий их решения.
Плюс данной технологии в том, что чем глубже проведен анализ проблем, тем реалистичнее и конкретнее будут сформулированы цели и задачи.
На стратегическом уровне управления находятся: директор; педагогический совет; Управляющий совет.
На тактическом уровне управления лицеем находятся научно-методический совет, целью которого является тактическое управление по обеспечению внедрения программы развития лицея.
На оперативном уровне управления лицеем находятся предметные кафедры. Инновационная стадия развития лицея требует научно обоснованных действий учителей, определенных изменений характера педагогического труда и управления. Соответствовать этому условию могут только кафедры.
Новым звеном в оперативном управлении лицеем является социально-педагогическая служба. Цель – воспитание гармонично развитой, социально адаптированной личности ребенка на основе взаимодействия лицея и семьи на принципах добра, нравственности, справедливости и законности.
Библиотечная служба стала полноценным компонентом педагогической системы лицея. Современные функции библиотеки лицея не просто меняются и резко расширяются, изменилась сама миссия библиотеки: из учебно-вспомогательного подразделения библиотека становится структурным центром лицея, определяющим информационно-библиотечное обеспечение. Четвертый уровень системы управления представлен такой подсистемой как ученическое самоуправление, в состав которой входит Совет лицея.
Совет лицея – орган ученического самоуправления. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию чёткой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим.
Таким образом, можно говорить как о качественных, так и количественных изменениях в подсистемах управляющей системы лицея.
В лицее с 19.11.2004г. активно работает Управляющий совет.
Функционирование лицея осуществляется в соответствии с Программой развития "Качественное образование на основе компетентностного подхода", приложением к которой являются программы:
- Программа информатизации лицея «Дубна»
- Программа «Одарённые дети»
- Целевая программа «Здоровье»
- Программа патриотического воспитания «Я-гражданин»
- Программа «Правильное питание»